Пятница, 17.05.2024, 00:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Юманова Татьяна Юрьевна
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Анималопластика как средство развития творческого воображения детей

    Анималопластика как средство развития

     творческого воображения детей

    Ведущей задачей на сегодняшний день является формирование самобытной, творческой личности, когда в центре внимания ставится конкретный ребенок. Общепризнанна возможность развития творческого воображения детей во всех видах деятельности. Об этом свидетельствуют исследования О.М. Дьяченко, А.М. Кирилловой, Е.А. Флериной, Н.А. Ветлугиной, Л.А. Пеньковской, Н.Ф. Виноградовой, М.М. Кониной и др.

    В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что творческий процесс – это качественный переход от уже известного к новому и неизвестному. У детей дошкольного возраста это поиск другого сочетания красок и форм в изобразительной деятельности, новых способов в процессе конструирования, сюжетных линий при сочинении сказок и рассказов, мелодий в музыкальной деятельности. Высокая динамичность, гибкость поисковой деятельности детей способствуют получению ими оригинальных результатов при выполнении различных видов деятельности.

    Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития воображения. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому в дошкольном возрасте развитие творчества считается одной из главных задач воспитания.

    Проблемы воображения и творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. Большой вклад в разработку проблем воображения и творчества внесли психологи, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн. Исследование О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой,  В.Т. Кудрявцева включают изучение психологических закономерностей развития воображения. Проблемой творческого воображения так же занимались и зарубежные психологи (К. Бюлер, Д. Дьюи, Т. Рибо, Дж. Сели, Е.П.Торенс, З. Фрейд).

    Среди средств развития творческого воображения особенно выделяются нетрадиционные техники изображения (рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги, кляксография, монотопия, набрызг, тычкование), работа с нетрадиционными материалами. Р.Г. Казакова отмечает, что дошкольники очень часто копируют образец, предъявленный им в начале занятия. В то время, как нетрадиционные техники изображения и материалы дают толчок  к развитию воображения, самостоятельности, проявлению индивидуальности. Современные производители предлагают различный материал для лепки: глина, масса для моделирования, пластилин (восковой, шарикрвый, плавающий и др.), тесто.

    По мнению Г. Одиноковой, именно тесту легко придать любую форму. Это свойство откроет для себя ребенок, взяв в руки неизвестный материал и испытав новые ощущения. Она указывает, что важным условием является эмоционально-положительное речевое сопровождение взрослого, отмечая, что детям необходимо общение в сотрудничестве со взрослым, оно помогает им узнавать мир, развивает творческое воображение. Н.К. Гаранина рекомендует использовать соленое тесто для изготовления кукол и декораций для театра на пальчиках. Одни и те же подделки могут участвовать в постановке разных спектаклей. Педагоги отмечают, что занятия тестопластикой способствуют развитию конструктивного мышления, а также творчества детей. Выбор в качестве основной  тематики лепки животных(анималопластика) неслучаен. Животные в силу своей изменчивости, подвижности оказывают на детей большое эмоциональное воздействие. Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные(внешний облик, повадки и поведение животных и характер), так и воспитательные задачи(внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу).

    Но вместе с тем, в существующей системе образования акцент делается на развитие шаблонного, алгоритмического мышления. Это приводит к появлению противоречия между теоретически доказанной возможностью развития творческого воображения в дошкольном возрасте и образовательными технологиями в ДОУ, действующими в рамках традиционной репродуктивной парадигмы. Это противоречие обуславливает проблему и цель нашего исследования: каковы педагогические условия, повышающие эффективность процесса развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях анималопластикой?

    Экспериментальной базой для выявления уровня развития творческого воображения являлась МДОУ «Детский сад №117 Белоснежка г. Чебоксары Чувашской Республики ».

    Для выявления актуального уровня развития творческих способностей детей нами были использованы методики О.А. Сафоновой «Определение уровня развития способностей лепить у детей старшего дошкольного возраста» и Р.С. Немова «Дорисовывание фигур». Диагностирование творческого воображения старших дошкольников проводилось индивидуально. В эксперименте участвовало 40 детей.

    Мы выявили, что у большинства испытуемых (60%) уровень развития творческого воображения находиться на низком уровне (нет полноты и детализации «необычного животного», для них характерно перечисление характерных свойств в устной форме, шаблонные рисунки, изображения беспредметные), 30% детей показали средний уровень развития (рисунки таких детей схематичные, продукты лепки без лишних деталей, присутствует частичное использование дополнительного материала), и лишь для 10% детей характерны высокие показатели (рисунки красочны и оригинальны, подделки выполнены в необычном стиле, с гармоничным использованием дополнительного материала). Полученные результаты определили целесообразность разработки и внедрения системы работы с детьми по развитию творческого воображения на занятиях анималопластикой.

    Программа формирующего этапа конструировалась с учета принципа доступности, последовательности, систематичности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста и включало 2 этапа: развитие знания детей о животных и обучение их анималопластике из теста. Развитие знания детей о животных, экологической компетентности дошкольника осуществлялось на познавательных занятиях, в труде, в проектировании, в наблюдениях. Содержание рассказов о природе, стихов, сказок о животных, наблюдение во время прогулок, экскурсий дают богатый материал для изображения домашних и диких животных, для уточнения их особенностей. Правильно организованное педагогом наблюдение, обследование игрушки, картина, иллюстрации, где изображено животное, позволяет сформировать представление о строении животного, особенностях его внешнего вида.

    В рамках второго этапа дети знакомились с тестопластикой и ее основными приемами, осваивали приемы лепки животных из теста на занятиях «Необычная сказка», «Лесная поляна», «Рыбки в аквариуме» и др.

    Использование бесед, вопросов, чтение стихотворений, сказок, дополнение продуктов лепки разнообразными пуговицами, стразами, разрисовки с помощью стеки обеспечили качественное раскрытие творческого потенциала ребенка. 

    Категория: Мои статьи | Добавил: tanya88 (22.09.2015) | Автор: Татьяна E
    Просмотров: 301 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024